Новости библиотеки

Клепиковская центральная
библиотека, г. Спас-Клепики

-Если не умеешь говорить - учись читать
-Каждый из нас есть то, что он читает
-Следует читать много, но не многое

К 95-летию со дня рождения Сергея Алексеевича Баруздина (1926-1991)

Стихи и проза для детей, стихи и проза для взрослых, критические статьи, работа в юмористическом жанре, публицистика, переводы, общественная деятельность, редактирование популярного в то время журнала «Дружба народов» - вот, что такое писатель Сергей Баруздин.
Добрый талант – так можно определить направление всего творчества писателя. При этом он был «очень советским» человеком и автором, откликавшимся в своем творчестве на вызовы современности. Однако цель его художественной работы  намного выше запросов времени. Вот как писал сам Сергей Алексеевич: «Нести людям добро и правду, без устали напоминать им, сколько чудес таит в себе детство и как ужасна война, как прекрасны дела советских людей и как важно ценить каждый миг нашей жизни!.. Это, думается мне, и детям важно знать, и взрослым помнить…».
Для Сергея Алексеевича характерна открыто проповедническая позиция, он прямо заявляет о своем желании сделать людей лучше, чище, возвышеннее, роль литератора осознается им как роль наставника, воспитателя, стремящегося увлекать за собой других.
Много произведений, прозаических и стихотворных, Баруздин написал для ребят лет семи-десяти. Среди них хочется выделить сборники «Шаг за шагом» и «Кто сегодня учится», маленькую повесть «Алешка из нашего дома», книжку «Человеки», цикл рассказов «Большая Светлана». Герои писателя симпатичны читателю-ровеснику, часто растут вместе с ним, учатся, делают ошибки и исправляют их. Серьезно и уважительно относится Баруздин к своим маленьким героям. Он не «овзросляет» их, но и не примитивизирует взаимоотношения в детском обществе. Ему известна сила и чистота их эмоциональных связей, писатель легко угадывает меру наивности и серьезности, умеет уловить завязи симпатий и антипатий, точно обрисовать атмосферу детских взаимоотношений.
Для Сергея Баруздина вообще характерно понимание роста ребенка, усложнения и становления его сознания прежде всего как приобщение  к труду. Он не забывает об этом, даже если рассказывает о годовалом малыше:
Первый шаг – не пустяк,
Трудно сделать первый шаг.
Писатель подчеркивает, что в мире имеет ценность только то, что дается для дела, для созидания, для людской пользы. Жить, творить,  бороться и созидать, не терять понапрасну отпущенное тебе время, с детских лет хорошо усвоить, что
Жизнь дается не без счета,
А по дням и по часам…
Птицу судят по полету,
Человека – по делам!
(«Прошедший день»)
Сергей Алексеевич прошел войну. Он прошел ее всю насквозь: от Москвы до Праги и Берлина. Он прошел войну, но и война прошла сквозь него. Она во многом, если не в главном, определила его таким, каким он стал.
Действительно, война прошла через все творчество Баруздина, она прорывается в прозе для детей, и полностью завладевает вниманием читателя в романе «Повторение пройденного». В нем Сергей Баруздин не ставил задачу перед собой всесторонне обрисовать крупные военные события, представить нам широкую и подробную картину фронтовых действий. Его герой провоевал всю войну – от первого года до последнего, но он оказался рядовым в этой гигантской схватке. Взгляд его на происходящее невольно был ограничен. Но имея такого героя, автор получил возможность «разработать его» в глубину, и происшедшее, если и потеряло в арифметических масштабах, выиграло в индивидуальном и конкретном.
Сергей Алексеевич поставил перед собой задачу сложную: показать героев не на одном каком-то временном участке войны, а провести их через всю войну. От романа остается цельное, законченное впечатление. Радость победы, выплескивающаяся в последних главах произведения, своим дыханием согревает и первые, начальные, какие бы трагические картины в них ни были нарисованы. В этом видится принципиальная позиция автора в отношении к избранному материалу. Не смакование трудностей, но и не сглаживание углов – позиция объективная и оптимистическая.